Заботливым родителям
Дорогие родители! Вы первые и самые важные учителя вашего ребёнка.
Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он
будет считать важным в жизни. Две вещи можете Вы подарить своему
ребёнку на всю жизнь: одна – корни, а другая – крылья.
Малыш совершенствует владение языком при общении со взрослым, и
ранний опыт ребёнка служит основой, которая нужна для развития навыков
речи, умения слушать и думать.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления
в школу. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть правильным и
чётким звукопроизношением, научиться слышать, сравнивать и различать
фонемы (звуки) родного языка, овладеть навыками звукового анализа и
синтеза (выделять звук из слова, определять его место в слове, подбирать
слова на заданный звук). Важное место занимают словообразовательные
умения ребёнка. Дети могут образовывать прилагательные от
существительных (мех – меховой, стекло – стеклянный), называть детёнышей
животных (у кошки – котёнок, у собаки – щенок), употреблять различные
глаголы (петух кукарекает, собака лает; дворник подметает, шофёр водит
машину), называть слова противоположные по смыслу (добрый – злой,
ломать – строить). К 7 годам ребёнок способен правильно назвать один
предмет и группу предметов (дом – дома, ребёнок – дети), образовать
уменьшительные формы слов (дом – домик, вода – водичка).
Богатый словарный запас и способность логически мыслить являются
основой для развития связной речи ребёнка: умения составлять рассказ-
описание, пересказывать и рассказывать.
Недоразвитие речевых навыков ведёт к трудностям в усвоении
программы общеобразовательной школы. Ошибки в звукопроизношении
отражаются в письменной речи, ребёнок испытывает затруднения при
письме под диктовку и списывании, пропускает буквы и слоги, долго не
может овладеть чтением, слабо понимает прочитанное, не может ясно
выразить свои мысли. Ощущение неуспеха ведёт к снижению самооценки и
нежеланию ходить в школу.
Как этого избежать? Вовремя обратить внимание на речевые трудности
вашего ребёнка. Обратиться к специалистам, которые подскажут, как
правильно организовать речевое общение, какие игры и упражнения
использовать, помогут объективно оценить уровень речевого развития
ребёнка.
- В семье ребёнок с нарушениями речи
- Сборник упражнений по закреплению звуков
- Родителям о причинах нарушения речи
- Умные пальчики
- Пальчиковая гимнастика
- Учимся читать играя